Новости

Основные способы манипуляции политическими рейтингами

28-11-2018

«В цивилизованных обществах социологическая информация — обязательный компонент социального планирования,

прогнозирования и управления. У нас интерес к ней носит пока «сезонный» характер»

(Виль Бакиров)

В общественном сознании украинцев, социология - это составление рейтингов популярности тех или иных политиков, политических сил. А потому, суждения о социологии часто сводятся к тому, насколько точны и объективны такие рейтинги, насколько социологи честны.

Команда компании MLS group в разгар избирательной кампании решила продемонстрировать манипулятивные технологии, которые могут использоваться заинтересованными лицами (журналистами, политиками, псевдосоциологами) для дезинформации общества. Существует немало вариантов для манипулирования (начиная с этапа формирования выборки исследования и заканчивая презентацией данных), но мы остановимся именно на том, какие цифры и как именно представляются широкой общественности.

В социологии существуют различные подходы к расчету рейтингов: ко всем, кто принял участие в опросе; к тем, кто пойдет голосовать; к тем, кто определился за кого голосовать. В зависимости от того, какая базовая величина взята за основу, рейтинги политических сил / кандидатов будут значительно отличаться. Что же на самом деле скрывается за цифрами политических рейтингов?

Для большей наглядности рассмотрим результаты исследования «Социально-политический мониторинг г. Запорожье: актуальные проблемы глазами горожан», проведенного компанией MLS group в период с 5 по 16 марта 2018 года. Выборочная совокупность составляет 804 человека в возрасте от 18 лет. Выборка репрезентативна для г. Запорожья. Рассмотрим рейтинг ТОП-5 политических партий.

Политическая партия Среди всех, % Среди тех, кто пойдет голосовать, % Среди тех, кто определился за кого будет голосовать, %
Оппозиционный блок 12,0 13,6 21,5
ВО «Батьківщина» 10,6 12,0 19,0
За життя 7,0 7,9 12,5
Радикальная партия 6,4 7,2 11,4
Наш край 2,8 3,1 4,9
Трудно ответить 32,9 36,7  
Не пошел бы на выборы 11,8    

 

Рейтинг «среди всех» демонстрирует результаты по отношению ко всей совокупности опрошенных людей. Данные представляют реальную поддержку населения той или иной партии на момент проведения опроса среди всего электората города. Из результатов опроса видно, что почти 12% населения по какой-то причине отказывается от участия в голосовании. Еще треть горожан не определились с выбором, они не знают за кого будут голосовать, но планируют принять участие в выборах. Таким образом, 45% запорожцев знали, за кого будут голосовать на момент опроса.

Рейтинги, рассчитанные по отношению к тем, кто пойдет голосовать, являются большими, ведь мы не учитываем людей, которые собираются проигнорировать данное событие. Следовательно, удельный вес каждого ответа приобретает большее значение. Вместе с тем, как видно из результатов исследования, почти 37% электората города Запорожье еще не определились со своей политической симпатией на момент опроса, но во время проведения настоящих выборов они отдадут свой голос за ту или иную партию, что может существенно повлиять на рейтинговые позиции. Чем больше процент тех, кто еще не решил, кого будет поддерживать, тем ниже возможность спрогнозировать результаты выборов.

Рейтинг «среди тех, кто определился за кого голосовать» демонстрирует уровень поддержки политических партий среди населения, которое определилось со своими политическими предпочтениями и намерено принять участие в голосовании. Этот рейтинг отражает «ядро» поддержки политической силы или кандидата на момент проведения опроса и показывает долю электората, у которого уже сформировались определенные симпатии.

Именно на разнице в значениях процентов в этих рейтингах чаще манипулируют общественным мнением. Некоторые журналисты, псевдосоциологи или другие заинтересованные субъекты могут приводить результаты различных социологических исследований, без указания основания расчетов (ко всему массиву, или по отношению к тем, кто определился).

Итак, по мере приближения даты выборов растет не только количество обещаний кандидатов, объемы политической рекламы, но и количество манипуляций общественным сознанием. Чтобы не дать ввести себя в заблуждение, следует помнить следующие правила:

1. Достоверные социологические данные всегда содержат описание исследования:

  • название компании, которая осуществляла сбор данных;
  • географию проведения опроса (всеукраинский опрос, местный и т.п.);
  • метод сбора информации и сроки реализации опроса;
  • количество опрошенных (выборочная совокупность);
  • доверительный интервал и доверительную вероятность.

2. Политические рейтинги, рассчитанные на основе опроса общественного мнения, строятся по одинаковой методологии, поэтому, данные, собранные примерно одновременно разными компаниями не могут противоречить друг другу. Если, например, по всем рейтингам лидирует кандидат «Х», а по одному - «У», это повод задуматься над правдивостью данных, которые представляются.

3. При «считывании» процентов респондентов, которые являются сторонниками того или иного кандидата, следует обращать внимание на основание расчетов. Ведь самая распространенная манипуляция связана именно со сравнением различных рейтингов поддержки политических сил. Например, по результатам исследования кандидата «Х» поддерживает 25% среди тех, кто определился со своей симпатией, а кандидата «У» поддерживает 16% от общего количества опрошенных. Но данные подаются без указания категории респондентов по отношению к которым рассчитывался процент. Таким образом, может показаться, что разрыв между кандидатами составляет 9%. Этим могут пользоваться заинтересованные субъекты, ведь во время выборов часто происходит «присоединение к мнению большинства», то есть человек, который не определился со своей политической позицией, скорее присоединится к кандидату / партии с высоким рейтингом, чем к тому, у которого он ниже.

Формируем культуру использования социологических данных вместе!

Мы открыты для идей и партнерства! Если у Вас возникли вопросы, комментарии или предложения, свяжитесь с нами по телефону +380 97 7213496 или напишите research@mlsgroup.com.ua.

 

Презентация сборника «История успеха ВПЛ»

2017-09-28

Презентация сборника успешных историй ВПЛ г. Запорожье.

Индекс демократического развития областей - 2016

2017-03-27

Презентация результатов по Запорожской области